Еще раз о цветной дымке и растушевке в декупаже. Акрил vs пастель

Сначала договоримся о терминологии. Этот прием называют растушевкой или цветной дымкой, иногда по ошибке – тенями. Растушевка или цветная дымка – это одно и то же, а тени – это уже способ прибавить предмету объем, а не просто слить мотив с поверхностью, да и техника там немного другая, поэтому про тени поговорим в другой раз.

Напомню: мотив с четкими краями по моей классификации – это мотив, который мы можем вырезать по четкому контуру, при этом окружающий фон на салфетке, декупажной карте или распечатке будет любой однотонный, либо полосатый, с узорами – неважно. Главное – на салфетке рисунок не связан с фоном, существует сам по себе, а фон – сам по себе. Подробнее про классификацию мотивов в декупаже и приемы работы с каждым типом мотивов читайте в статье «Как выбрать картинку для декупажа».

2. В реальности мы всегда видим светотени на предмете и окружающем его пространстве, и в том числе, тень, падающую от предмета. Таким образом, все объекты оказываются связанными друг с другом, они влияют друг на друга, живут вместе, а не каждый сам по себе.

4. Нам важна не реалистичность, а художественная выразительность, цельность, живописность работы. Если мы работаем не с фотографическим изображением, а с нарисованным (будь то отсканированная картина или цифровая живопись), то мы вполне имеем право повысить выразительность работы, используя художественные приемы.

Давайте вспомним, зачем мы вообще вырываем мотивы, а не вырезаем их. Наша задача – имитация нарисованного изображения, поэтому, во-первых, поверхность наощупь не должна иметь перепада высот и, во-вторых, наша подрисовка не должна бросаться в глаза, а должна быть органичным продолжением мотива.

Поэтому, когда мы приклеиваем мотив с вырванными краями, нам затем нужно выровнять поверхность как можно более тщательно (2-3 слоя лака и аккуратно подшкурить), а потом уже переходить к подрисовке, потому что дымка акрилом лучше ложится на ровную поверхность. Ну а дымка пастелью на неровной поверхности получится вообще некрасиво.

Если мы вырезаем большой и достаточно ровный мотив, то дымку будет делать легче, потому что не надо будет шкурить оборванные края, но лаком нужно покрыть все равно (тоже 2-3 слоя). Зато потом, после всей подрисовки, нам придется наносить гораздо больше слоев лака, чтобы сровнять обрезанный край с остальной поверхностью. Вы готовы наносить на работу не 8-10 слоев, а 15-18? Лично я нет (да простят меня сторонники классического декупажа 🙂

Итак, если мы вырываем мотив, то выровнять поверхность нам проще, потому что края мотива истончаются постепенно. Но при этом перед дымкой нам нужно выровнять поверхность.
Если мы вырезаем мотив, то делать дымку моно почти сразу, зато потом придется на работу наложить намного больше слоев лака. Что выбирать – решайте сами.

Плюсы Минусы
Пастель Ровный нежный цвет, идеальный переход цвета

Легкость в работе – очень легко наносить и растушевывать

Нужно фиксировать пастель специальным лаком (фиксативом для пастели или хотя бы лаком для волос, но тут есть нюансы)

Пастель ложится только на матовый лак и подшкуренную поверхность

Пастель плохо ложится на неровную поверхность – либо ямки и впадины остаются вообще неокрашенными, либо, наоборот, становятся более насыщенными, потому что в них набивается порошок пастели.

Сложнее достичь высокой яркости

Акрил Легко смешивать краски в процессе

Живописный вид за счет не всегда ровных переходов

Можно работать по не очень ровной поверхности, не требуется идеального выравнивания

Можно подрисовку совместить с растушевкой

Не требуется фиксация аэрозолями (а они ж пахнут)

Сложнее свести дымку на нет, сгладить четкую границу дымки

Пастель требует очень хорошей подготовки поверхности до и после растушевки.
Если мы вырезаем фрагмент, то дымку будет делать легко, но потом придется покрывать работу гораздо большим количеством слоев лака, чтобы скрыть вырезанный край. Если мы вырываем фрагмент, то перед дымкой нужно идеально выровнять поверхность, т.е. это 7-8 слоев лака минимум и, конечно, прошкуривание.
Но зато с пастелью новичкам работать гораздо легче – она очень легко и приятно ложится и очень легко растушевывается.

Акрил не требует идеальной поверхности – достаточно покрыть поверхность 2-3 слоями лака и слегка пошкурить. И после растушевки мы уже имеем мотив, довольно хорошо слитый с фоном, и слоев лака для идеально гладкой поверхности требуется меньше. Экономия времени – несколько дней (по крайней мере, для меня).

Зато новичкам освоить растушевку акрилом труднее – иногда получается пятнистая поверхность, границы бывают четкими, краска может пузыриться от губки, да и замедлитель высыхания или специальные медиумы найти в магазинах бывает сложно (следующее мое видео будет как раз о том, какие ошибки новички чаще всего допускают в растушевке).

Но мое личное мнение – чем больше вы работаете с красками, кистями и губками, тем легче вам будет освоить самые разные способы подрисовки и создания сложных фонов и эффектов. А без подрисовки в декупаже никуда!!!!!!!!!! Поэтому не бойтесь, пробуйте, пробуйте и пробуйте – рано или поздно обязательно получится!!!!!

В общем, плюсы и минусы обоих способов я описала – выбирайте удобный для себя, но обязательно осваивайте способ с акрилом – пригодится и добавит полезного опыта! Подробнее о цветной дымке акрилом — в бесплатном курсе «Декупаж для начинающих: все секреты в видеоформате»