Эпоха «Корабля-призрака» (1980-е)

] — наиболее нетипичный и «взрослый» фильм из закупленных для нашего проката. В стране появляются первые отаку, с восторгом наслаждающиеся «Кораблем», однако они еще слишком малы, чтобы организовываться в клубы и начинать полноценную фэнскую деятельность.

После распада СССР и краха советского режима в страну начинают валом валить пиратские видеокассеты. Разумеется, в первую очередь переводятся и тиражируются популярные голливудские фильмы, но в качестве дополнений к двухчасовым лентам пираты нередко дописывают часовые аниме-OAV (в том числе хентайные). Сами того не ведая, российские зрители получают возможность знакомиться с подростковой и взрослой японской анимацией.

Параллельно по телевидению начинается трансляция американских версий аниме-сериалов. Наибольшей популярностью у зрителей пользуются проекты «Роботек», «Макрон-1» [Macron-1], «Ведьма Салли» [Mahoutsukai Sally]. Хотя мало кто знает, что это японская продукция, необычность аниме-решений просвечивает даже сквозь перевранные сюжеты и диалоги.

Эти аниме привлекают существенно более взрослую публику, чем аудитория «Корабля-призрака». Постепенно формируется ядро будущих отаку. Хотя они еще разрознены и неорганизованны, молодые люди начинают целенаправленно собирать и переписывать на видео любимые фильмы и сериалы. Возникают первые аниме-коллекции.

Если предыдущие аниме еще можно было подверстать в советские представления о научной фантастике и детской анимации, то в середине 1990-х на экранах телевизоров появляется действительно нестандартный проект — ТВ-сериал «Луна в матроске», на самом деле именующийся «Красавица-воин Сейлор Мун». В отличие от многих западных релизов сериала, «Сейлор Мун» в России практически не цензурируется, что многократно усиливает его воздействие на публику.

Тут уже даже самые невнимательные зрители начинают задумываться о том, что смотрят не «какую-то анимацию», а именно японский сериал. Тогда же отаку эры «Роботека» начинают организовываться в клубы, первым из которых становится «R.An.Ma». Поскольку в стране активно распространяются технологии компьютерного общения (FIDO, затем Интернет), то отаку получают возможность быстро и легко находить «товарищей по несчастью» — в том числе и живущих за сотни километров друг от друга.

Вскоре появляется разделение между «стариками» и «муняшками» — теми, кто только что заинтересовался аниме и не хочет знать ничего, кроме «Сейлор Мун». Муняшки обмениваются ощущениями по поводу любимого сериала, а «старики» в это время осваивают заказ лицензионных кассет за рубежом. Начинается быстрое расслоение отаку по степени близости к живительным источникам желанного аниме.

Первая русской интернет-страничкой, упоминающей аниме, был англоязычный сайт Евгения Медведева. Первый русский аниме-домен открыл ростовский отаку Константин Груша. Впрочем, anime.amberium.ru прожил очень недолго. Первым русским аниме-ресурсом, посвященным одному произведению, был сайт Алексея Дубинского о сериале «Роботек» (ныне — Macross.anime.ru).

В Рунете начинают размножаться сайты отаку — поначалу весьма примитивные, но с годами все более грамотные. Так, 27 октября 1998 года появляется первоначально позиционировавшийся как портал проект «Аниме и манга в России», созданный автором этих строк по предложению спонсора, который пожелал остаться неизвестным. ^_^ В то время сайт жил по адресу www.anime.ru.

Почувствовав коммерческий потенциал японской анимации, пираты с московского видео-рынка «Горбушка» начинают продавать аниме как самостоятельный продукт и даже сотрудничать с отаку в создании компетентных переводов — в том числе и с японского.

Неудобные и громоздкие кассеты начинают замещаться цифровыми носителями: CD (форматы AVI, MOV, MPEG4, DivX) и DVD. Соответственно, намного упрощается тираживание и распространение аниме. Доступ в Интернет дает возможность непрерывно скачивать новое аниме, иногда буквально через несколько часов после премьеры.

По телеэкранам страны проходит сериал «Покемон», который быстро становится притчей в языцех. Впрочем, самостоятельной отаку-волны он не порождает, так как в первую очередь предназначается для самых юных зрителей. Зато пресса активно обсуждает «покемонов», попутно знакомя заинтересованные слои населения с общей информацией об аниме.

В 2003 году в России впервые появляются лицензионные релизы аниме, на которых так и написано: «АНИМЕ». Компания «MC Entertainment» подписывает договор с японскими дистрибьюторами и начинает регулярный выпуск фильмов и сериалов на основе японских релизов. Кое-что издают также концерн «Видеосервис» и компания «CP Digital». Разумеется, эти релизы сопровождаются массированной рекламной компанией в молодежной прессе.

В мае 2003 года появляется «Anime Magazine» — печатная версия соответствующего сетевого издания. Соответственно, это первый в России печатный журнал, полностью посвященный аниме и манге. В том же году выходит первый номер аналогичного журнала «Anime Guide«, который в 2004-м превращается в издание «Anime».